ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
(GLOBALIZATION OF PRODUCTION) Крупные транснациональные компании,  действующие во многих различных странах, существовали на протяжении всего ХХ в., однако к интеграции производства товаров и услуг в мировом масштабе они приступили лишь в 1970-е гг. Прежде операции осуществлялись главным образом на национальной основе, и продукция, продаваемая по всему миру, выпускалась в одной определенной стране. Глобализация производства означает, что компании интегрируют свои производственные мощности, размещенные в различных странах, в единую систему, в результате их изделия содержат компоненты, изготовленные по всему миру. Характерно, что компании покупают ряд компонентов и у сторонних поставщиков, вместо того, чтобы производить их самостоятельно, последние же также могут быть рассеяны по всему миру (например, многие комплектующие для электроники, производимой в Европе и США, изготавливаются на Дальнем Востоке). Кроме того, одна и та же продукция может одновременно собираться в нескольких различных странах. Глобализация производства ведет к сокращению издержек компаний, например, при переводе операций в страны с более дешевым и более производительным трудом, слабыми профсоюзами, незначительным государственным регулированием условий найма, туда, где государство предлагает производственные субсидии или где дешевле транспорт. Компании могут также снижать издержки, поощряя конкуренцию за будущие инвестиции среди своих отделений в разных странах. Глобализации производства способствует глобализация продукции, происходящая по мере того, как компании посредством своей маркетинговой деятельности приучают потребителей покупать всемирно признанную продукцию, а не ту, что предназначена для отдельно взятого национального рынка. Известным примером является дизайн, производство и маркетинг автомобилей. Еще не так давно, в 1970-е гг., крупные транснациональные компании американского происхождения, действующие в Европе, производили различные группы моделей для различных европейских стран, тогда как к 1990-м гг. существовала уже одна единая группа моделей для Европы. В начале XXI в. эти модели собираются из тех же компонентов и становятся все более визуально схожими с моделями, продаваемыми в США и других странах, по мере разработки компаниями автомобилей «мирового класса», производимых и продаваемых по всему миру. Стратегии глобализации являются скорее частью неофордистского варианта постфордизма, нежели гибкой специализации. См. также: Глобализация; Новое международное разделение труда

Социологический словарь. — М.: Экономика. . 2004.

Смотреть что такое "ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА" в других словарях:

  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА — (globalization of production) интеграция экономической деятельности подразделениями частного впитала во всемирном масштабе. Это ключевой элемент постфордизма (см. Фордизм и постфордизм), базирующийся на способности многонациональной компании или… …   Большой толковый социологический словарь

  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКОНОМИКИ — интеграция экономической деятельности подразделениями частного капитала во всемирном масштабе, утверждение рыночной экономики в большинстве государств и регионов, развитие экономических сообществ (ЕЭС, Евразийское экономическое сообщество и др) …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — (GLOBALIZATION) Процесс, в ходе которого мир превращается, как утверждается, в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990 е гг., хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались социологами уже… …   Социологический словарь

  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — (англ. globalization от global всемирный, глобальный) процесс усиления взаимосвязи и взаимовлияния основных направлений и составляющих развития мирового сообщества. В широком понимании это многофакторное взаимодействие разнообразных явлений… …   Юридическая энциклопедия

  • Глобализация — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок …   Википедия

  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — и; ж. 1. к Глобализировать и Глобализироваться. Г. национальных конфликтов. Г. экологических проблем. 2. Широкое распространение влияния какого л. процесса, явления за пределы какой л. страны или за пределы какого л. вида деятельности. Г.… …   Энциклопедический словарь

  • глобализация — высшая стадия исторического процесса интернационализации экономической, финансовой, культурной деятельности человечества, выражающаяся в формировании глобального информационного пространства (Интернет, спутниковая связь и др.), финансово… …   Географическая энциклопедия

  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ — (globalization of economies) – новейшая стадия интернационализации хозяйственной жизни. Общепринятого определения Г.м.э. не существует. Соврем. мировая экономика характеризуется все большим переплетением нац. экономик. Интернационализация,… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ — рост взаимозависимости экономики всех стран мира, в основе которого углубление интернационализации производства и капитала. В результате глобализации выравниваются условия хозяйствования, сближаются цены, снимаются барьеры при реализации товаров… …   Внешнеэкономический толковый словарь

  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — – новый процесс совместного экономического развития стран мира, направленный на удовлетворение потребностей мирового рынка на основе международного обмена результатами хозяйственной деятельности, когда создание материальных или духовных благ… …   Краткий словарь экономиста

Книги

Другие книги по запросу «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА» >>